А. Кондрашов. Тупик имени Алексея Германа


Сцена из фильма Алексея Германа «Трудно быть богом»

Долгожданная премьера удивила многих.

Его принято называть великим. Да, «Проверка на дорогах», где замечательно играли Ролан Быков, Владимир Заманский, Олег Борисов, – сильный фильм. «Двадцать дней без войны» – тоже, там много достоверного, но и проступили противоречия германовского гиперреализма. Да, в его фильмах правда в мельчайших деталях: хороша Гурченко, гениально сыграл свой эпизод Алексей Петренко, но была неправда в главном. Ну не подходил тогда уже вышедший из призывного возраста Юрий Никулин к роли Лопатина, никак не подходил. Какой-то авторский произвол был в этом назначении на роль. «Мой друг Иван Лапшин» – вопросов возникло ещё больше. Знающие люди были недовольны тем, что автор в ситуацию 30-х годов (война в Испании и т.д.) поместил беспросветные реалии двадцатых. Да и о чём этот фильм? О суровых буднях милиции, о страданиях интеллигенции? Потом «Хрусталёв, машину!». Тоже о чём? Об ужасах сталинизма, изнасиловавшего страну? Но на это с физиологическими подробностями «изнасилование» смотреть было трудно, даже любя Германа.

И наконец, очень долго ожидаемый венец творчества Алексея Юрьевича – «Трудно быть богом». Тут автор не восхищал точными деталями времени, эпохи, страны, тем более что никто не помнит инопланетного средневековья. Перевод с неизвестного. Картина не маслом, а грязью, приправленной фекалиями.

Признаюсь, в кинотеатре выдержал меньше часа. Затошнило. И вот, спасибо «Культуре», 1 октября появилась возможность досмотреть. Но опять не смог, потому слово известному музыканту, ещё более известному в качестве блогера – Юрию Лозе, который фильм посмотрел и написал в Фейсбуке следующее:

«Я всегда считал и продолжаю считать Алексея Германа-старшего большим и самобытным режиссёром. Однако, как мне показалось, мы с ним читали разные варианты романа братьев Стругацких. Тот мир, который в доставшемся мне варианте пытался изменить благородный дон Румата, я хотел изменить вместе с ним. А тот мир, который создал Герман, мне захотелось уничтожить до основания, включая всех положительных главных героев.

Можете считать меня кем угодно, но мне не понравилась работа всей съёмочной группы: и звукорежиссёра, и оператора и, конечно же, сценариста. Почему? Да потому что перенасыщая фонограмму посторонними шумами, можно убить основной голос, перенасыщая кадр говном и грязью, можно убить всю картинку в целом, перенасыщая повествование кучей абсолютно ненужных второстепенных деталей, можно убить сюжет и смысл всей постановки. Что и было «героически» исполнено.

Теперь остаётся понять – зачем?..»

Древние говорили: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего кроме правды». Да, Алексей Юрьевич был необыкновенно талантлив, но то, что он делал последние годы, начиная с «Хрусталёв, машину!», доступно немногим. Остальным не нужно. Проверка показала, что дорога, выбранная режиссёром, привела его в тупик.

«Литературная газета» 2016, №39

Комментарии:

Николай Денисов: Случайно наткнулся на фильм на ТВ, он шел около полуночи. Черно-белый, дымы и сумрак на пол-экрана, постоянно мимо главного героя Ярмольника шарахаются какие-то оборванные, грязные "бомжи" с факелами. Костры, свиные туши и свиные головы, массовка постоянно перемещается туда-сюда. Зачем этот фильм? Герман его хотел снять в 1968 году. Да кто бы ему дал (народные деньги).

Сергей Торопкин: Фильм Германа - помойка с дурными запахами. Суррогат и клевета на братьев Стругацких. Читать фантастику я стал в раннем возрасте, когда учился в пятом классе в школе, когда читал Станислава Лема, Рея Бредбери, Беляева, Казанцева, Адамова, Айзека Азимова и т. д. Фантастику Стругацких впервые прочёл ещё в 1965 году в журнале "Знание - Сила", где печатался "Жук в муравейнике". Это было примерно пятьдесят с лишним лет назад. наверное зря я влюбился в фантастический жанр, что впрочем, не помешало мне в дальнейшем получить дипломы об окончании вечерней школы рабочей молодёжи, строительного техникума и института. А вот фильм "Трудно быть Богом ", который показывают нынче мне не понравился, что - то есть в нём надуманное от режиссера, отвратительное, не наше. Можно сравнивать его пасквилем на жизнь при социализме. Фильм в новой интерпретации явно нравится новым хозяевам в России - капиталистам.

Михаил Конаков: Кто даёт деньги на кино, к тому и надо обращаться. С режиссёрами говорить бесполезно. Они снимают то, что им прикажут.

Анатолий Слободенюк: Киноподелка с прицелом на экспорт и зарубежные кинопремии - там российское говнецо обожают, извините за грубое слово. Как говорится, только бизнес, ничего личного. И ничего от искусства, предназначенного утверждать высокое достоинство человека.

Александр Прокофьев: Точно !!!

Владимир Молчанов: Творческий человек создавая свое произведение вкладывает в него душу. У этого, А.Г., похоже, было дерьмо в душе, либо - душа дерьмовая. С этой позиции...... А.Г. достиг....своих вершин...И... захлебнулся.

  • Facebook Clean
  • Twitter Clean