• Facebook Clean
  • Twitter Clean

А. Кондрашов. Тупик имени Алексея Германа

10/08/2016

                                               Сцена из фильма Алексея Германа «Трудно быть богом»

        

           Долгожданная премьера удивила многих.

          Его принято называть великим. Да, «Проверка на дорогах», где замечательно играли Ролан Быков, Владимир Заманский, Олег Борисов, – сильный фильм. «Двадцать дней без войны» – тоже, там много достоверного, но и проступили противоречия германовского гиперреализма. Да, в его фильмах правда в мельчайших деталях: хороша Гурченко, гениально сыграл свой эпизод Алексей Петренко, но была неправда в главном. Ну не подходил тогда уже вышедший из призывного возраста Юрий Никулин к роли Лопатина, никак не подходил. Какой-то авторский произвол был в этом назначении на роль. «Мой друг Иван Лапшин» – вопросов возникло ещё больше. Знающие люди были недовольны тем, что автор в ситуацию 30-х годов (война в Испании и т.д.) поместил беспросветные реалии двадцатых. Да и о чём этот фильм? О суровых буднях милиции, о страданиях интеллигенции? Потом «Хрусталёв, машину!». Тоже о чём? Об ужасах сталинизма, изнасиловавшего страну? Но на это с физиологическими подробностями «изнасилование» смотреть было трудно, даже любя Германа.

         И наконец, очень долго ожидаемый венец творчества Алексея Юрьевича – «Трудно быть богом». Тут автор не восхищал точными деталями времени, эпохи, страны, тем более что никто не помнит инопланетного средневековья. Перевод с неизвестного. Картина не маслом, а грязью, приправленной фекалиями.

         Признаюсь, в кинотеатре выдержал меньше часа. Затошнило. И вот, спасибо «Культуре», 1 октября появилась возможность досмотреть. Но опять не смог, потому слово известному музыканту, ещё более известному в качестве блогера – Юрию Лозе, который фильм посмотрел и написал в Фейсбуке следующее:

           «Я всегда считал и продолжаю считать Алексея Германа-старшего большим и самобытным режиссёром. Однако, как мне показалось, мы с ним читали разные варианты романа братьев Стругацких. Тот мир, который в доставшемся мне варианте пытался изменить благородный дон Румата, я хотел изменить вместе с ним. А тот мир, который создал Герман, мне захотелось уничтожить до основания, включая всех положительных главных героев.

          Можете считать меня кем угодно, но мне не понравилась работа всей съёмочной группы: и звукорежиссёра, и оператора и, конечно же, сценариста. Почему? Да потому что перенасыщая фонограмму посторонними шумами, можно убить основной голос, перенасыщая кадр говном и грязью, можно убить всю картинку в целом, перенасыщая повествование кучей абсолютно ненужных второстепенных деталей, можно убить сюжет и смысл всей постановки. Что и было «героически» исполнено.

         Теперь остаётся понять – зачем?..»

         Древние говорили: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего кроме правды». Да, Алексей Юрьевич был необыкновенно талантлив, но то, что он делал последние годы, начиная с «Хрусталёв, машину!», доступно немногим. Остальным не нужно. Проверка показала, что дорога, выбранная режиссёром, привела его в тупик.

 

«Литературная газета» 2016, №39

 

Комментарии:

         Николай Денисов:  Случайно наткнулся на фильм на ТВ, он шел около полуночи.
Черно-белый, дымы и сумрак на пол-экрана, постоянно мимо главного героя Ярмольника шарахаются какие-то оборванные, грязные "бомжи" с факелами. Костры, свиные туши и свиные головы, массовка постоянно перемещается туда-сюда. Зачем этот фильм? Герман его хотел снять в 1968 году. Да кто бы ему дал (народные деньги).

       Сергей Торопкин: Фильм Германа - помойка с дурными запахами. Суррогат и клевета на братьев Стругацких. Читать фантастику я стал в раннем возрасте, когда учился в пятом классе в школе, когда читал Станислава Лема, Рея Бредбери, Беляева, Казанцева, Адамова, Айзека Азимова и т. д. Фантастику Стругацких впервые прочёл ещё в 1965 году в журнале "Знание - Сила", где печатался "Жук в муравейнике". Это было примерно пятьдесят с лишним лет назад. наверное зря я влюбился в фантастический жанр, что впрочем, не помешало мне в дальнейшем получить дипломы об окончании вечерней школы рабочей молодёжи, строительного техникума и института. А вот фильм "Трудно быть Богом ", который показывают нынче мне не понравился, что - то есть в нём надуманное от режиссера, отвратительное, не наше. Можно сравнивать его пасквилем на жизнь при социализме. Фильм в новой интерпретации явно нравится новым хозяевам в России - капиталистам.

         Михаил Конаков: Кто даёт деньги на кино, к тому и надо обращаться. С режиссёрами говорить бесполезно. Они снимают то, что им прикажут.

Анатолий Слободенюк: Киноподелка с прицелом на экспорт и зарубежные кинопремии - там российское говнецо обожают, извините за грубое слово. Как говорится, только бизнес, ничего личного. И ничего от искусства, предназначенного утверждать высокое достоинство человека.

         Александр Прокофьев: Точно !!!

        Владимир Молчанов:  Творческий человек создавая свое произведение вкладывает в него душу. У этого, А.Г., похоже, было дерьмо в душе, либо - душа дерьмовая. С этой позиции...... А.Г. достиг....своих вершин...И... захлебнулся.

 

 

 

Please reload