
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
«Белая» Россия, корона, монархия, престол… За романтическим фасадом этих слов скрываются не самые приятные смыслы — антисоветское, антисоциальное, погибающее общество. Общество социальной деградации: деиндустриализированная — приватизированная — дебилизированная сборная удельных княжеств. Почему этот путь не для нас, выясняем с политологом, членом Зиновьевского клуба Павлом Родькиным.
«СП»: — В последнее время в России стали усиливаться идеи монархического ренессанса, на ваш взгляд, это хорошо, что нас пытаются вернуть к истокам или нет? Какие реальные причины и последствия таит в себе этот процесс?
— Попытки возвращения монархии следует рассматривать в контексте социальной контрреволюции, если назвать вещи своими именами, и последующего за ней процесса социальной деградации. Колоссальный «откат» назад вызвал к жизни множество самых разных регрессивных и гротескных явлений.
В эту ловушку общество уже попадало в 1990-е в попытке интегрироваться в западный мир. Столкнувшись с реальным Западом, многие пытаются вернуться в точно также идеальный образ «России, которую мы потеряли», безусловно, более привлекательный и патриотичный для глобального неолиберализма. Ничем хорошим для большинства такое непонимание закончиться не может.
«СП»: — Много ли в нашей стране сторонников монархии, вряд ли это представители рабочего класса?
В целом, идея монархии не является популярной, так как не несет для общества практического смысла, большинство в таком случае как минимум ждет статусное и ритуальное «понижение» и унижение.
«СП»: — В данном контексте монархия и антисоветизм — слова синонимы? Возможно ли успешное формирование красно-белого проекта развития России, объединяющего обе стороны?
— Монархизм действительно можно считать синонимом антисоветизма, кроме того, он представляет собой «альтернативный» вариант суверенного капитализма. Собственно, западная пропаганда времен холодной войны играла на этом одинаково эффективно.
«СП»: — Говорят, элитные круги белогвардейцев пропитаны фашистской эстетикой… Что вам известно по этому поводу?
— Пресловутые белогвардейцы — исторически отживший тип. Это пустая оболочка, которая сегодня может быть наполнена любым содержанием. Во многом это напоминает современное «казачество», оторванное от реальной службы и превращающееся в таком качестве в «ряженных». Белая армия так и не стала народной армией, поэтому ее идеологические наследники и пытаются примерять квазиэлитарную эстетику.
«СП»:— Несмотря на многочисленные попытки, десоветизация российского общества дала прямо противоположный эффект — общество стало просыпаться, понимая, что чем больше мы погружаемся в капиталистический тупик, тем отчетливее становится ясно, что социализм — единственный шанс для России и других вариантов просто не существует…
— Десоветизация приводит к обратному эффекту, и это несмотря на гигантские информационные и пропагандистские ресурсы, которые задействованы в ее реализации. Произошло это потому, что общество столкнулось и продолжает сталкиваться с реальными последствиями неолиберальной экономической и социальной системой в повседневной жизни.
Советское общество не было идеальным и было бы жульничеством утверждать обратное, но оно было системой более высокой социальной организации, опередившей в процессе социальной эволюции человечества западный капитализм. Вернуться на путь социального прогресса — наша историческая задача, являющаяся единственным условием сохранения в истории. Как совершенно верно отметил Александр Зиновьев,— можно уничтожить общество, но нельзя уничтожить законы, по которым оно развивается.
«СП»: — Когда начнется «красный разворот» России, возможны ли изменения эволюционным путем?
— «Красный разворот» произойдет только под воздействием внешних объективных причин, не оставляющих иного выхода ни обществу, ни политическому классу. Система российского либерального капитализма, которая имеет все признаки колониального капитализма, в современных условиях, близких к определению Третьей мировой войны, не может обеспечить мобилизацию.
До последнего будут реализовываться попытки удержать гибридную систему. Однако вследствие все того же внешнего давления (революции «извне»), власть придет к необходимости революционных изменений «сверху» и «изнутри». Собственно стабильность и обороноспособность страны держится на фундаменте и наследии советского общества.
Выходом из сложившегося тупика неолиберального капитализма является социальная регенерация общества. В 2014 году Россия получила исторический шанс осуществить этот шаг, который не будет простым и гладким, но который необходим для выживания общества. На этом фоне попытки вернуть в общественную повестку идею возвращения монархии являются не актуальными и вредными.
С сайта "Свободная пресса" с незначительными сокращениями